Возврат автомобиля

Верховым судом даны разъяснения, из-за каких дефектов нового автомобиля покупателю должны вернуть деньги.
Верховный суд решил, что расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги, потраченные на покупку машины, можно в течение гарантийного срока, если проявился неисправимый дефект.
Какой дефект, обнаруженный у нового автомобиля, считается существенным и даёт его владельцу право требовать замены товара или возврата денег, а когда автодилер может обойтись устранением недостатка как несущественного? 
Споры на этот счёт возникают в автосалонах часто. Поэтому у многих автовладельцев вызовет интерес определение, вынесенное Верховным судом (дело № 83-КГ16-3 19.06.2016).

Началось с того, что был приобретён новый автомобиль. Но через полгода по всему кузову на краске обнаружились многочисленные сколы. Краска отходила около дверных ручек, а в некоторых местах появились очаги ржавчины.
Покупатель обратился к дилеру с требованием расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги за этот автомобиль.
Был проведён осмотр, по результатам которого был составлен акт. В акте продавец указал, что дефекты признаны непроизводственными. А поэтому покупателю предложили покрасить двери машины за свой счёт.
Потребитель не согласился с таким решением и отправил машину к экспертам для автотехнического исследования. Эксперты установили, что лакокрасочное покрытие не соответствует нормам и стандартам. А отслаивается оно по причине низкой адгезии. То есть это производственный брак. Устранить этот недостаток можно только заменой кузова. Но в качестве запчастей окрашенные кузова производителем не поставляются. Пострадавшая с результатами экспертизы обратилась снова к дилеру с тем же требованием. Но он отказался возвращать деньги. 
Тогда потребитель обратился в районный суд Брянска.
Что решили суды?
Суд принял решение в пользу истца. Договор купли-продажи был расторгнут. С дилера взысканы стоимость автомобиля и дополнительного оборудования - более 1,4 миллиона рублей, неустойка, компенсация морального вреда, штраф и судебные издержки. Всего дилер должен был заплатить более 2 миллионов.
Но дилер не согласился с решением и обжаловал его в Брянском областном суде. Апелляционная инстанция отменила решение районного суда и отказала в удовлетворении иска.
Что сказал Верховный суд?
Однако Верховный суд с таким решением не согласился и поддержал покупателя. Согласно его определению, апелляционный суд сослался на то, что недостатки автомобиля устранимы, мол окраска автомобиля в условиях ремонтной мастерской возможна в принципе. Неустранимость недостатка экспертами якобы не обоснована.
Из положений Закона "О защите прав потребителей" и разъяснений Пленума Верховного суда следует, что наличие принципиальной возможности устранения недостатка само по себе не означает, что такой недостаток не является существенным.
К существенным недостаткам закон относит также и те, устранение которых требует несоразмерных расходов или несоразмерных затрат времени.
Суд апелляционной инстанции без указания мотивов и без оценки доказательств отверг выводы экспертов о том, что восстановление надлежащей заводской грунтовки и окраски автомобиля в ремонтной мастерской невозможно. Привести автомобиль в надлежащее состояние возможно, только заменив кузов.
Поэтому Верховный суд в своём определении отменил решение апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение.
Апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции в силе, взыскав с продавца автомобиля чуть более 2 миллионов рублей.
 
Если у вас аналгичная ситуация, то мы рекомендуем вам обратиться за консультацией к нашему юристу.
 
Дата публикации: 18.09.2017