Ставя машину на стоянку, собственник не обязан хранить квитанции

Необходимое тысячам автомобилистов решение принял Верховный суд. Его Судебная коллегия по гражданским делам чётко растолковала, в каких ситуациях за повреждение машины, оставленной гражданином на стоянке, отвечают её охранники. А также разъяснила, кто и что должен доказывать в подобной спорной ситуации. 
Подобные конфликты между автомобилистами и охранниками автостоянок уже давно не редкость. Все знают, что деньги с гражданина собственник автостоянки брать никогда не забывает, но при этом старается за машину и всё, что с ней произойдёт, не отвечать. В споре собственника сгоревшей машины и охранников автостоянки Верховный суд встал на сторону автовладельца.
На охраняемой автостоянке, которая принадлежала фирме, ночью сгорел автомобиль. На место пожара приехала полиция. Было возбуждено уголовное дело, так как это был поджог. Собственника машины признали потерпевшим по уголовному делу. Но того, кто это сделал, так и не нашли.
Автовладелец обратился в суд с иском к фирме, которая владела автостоянкой. Суд первой инстанции согласился с собственником сгоревшей машины. Жалобу на решение подал ответчик, районное решение суд отменил, посчитав, что вины охранников нет. 
Истец дошёл до Верховного суда, который проанализировал дело и решил, что пострадавший автовладелец был прав: 
Рассматривая дело, районный судья посчитал доказанным, что между гражданкой и фирмой были совершены действия по сдаче-принятию автомобиля на хранение. То есть заключен договор хранения. Фирма-ответчик, фактически принявшая на сохранение машину, не обеспечила её нормальное содержание и не контролировала качество охраны объекта. Отменяя это решение, областной суд сослался на то, что доказательств заключения договора на хранение машины между сторонами нет. И вообще, место, где стояла машина, вовсе не автостоянка, а парковка. 
С такими доводами Верховный суд не согласился и заявил следующее:
Отношения между истцом и ответчиком регулируются статьями 886 и 887 Гражданского кодекса РФ. Также ВС РФ подчеркнул - несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишает стороны права ссылаться на свидетелей. 
Другими словами, несоблюдение простой письменной формы не делает договор хранения недействительным, а только ограничивает стороны в средствах доказывания.
А теперь о терминах, которые имеют основное значение в такого рода конфликтах. Так, место хранения машины в таком случае - это парковка или автостоянка? По Градостроительному кодексу парковкой считается специально обозначенное место, которое может быть одновременно частью дороги или примыкает к ней. А может быть частью тротуара или обочины. Парковка предназначена для организации стоянки транспорта за деньги или даром. Последнее решает собственник здания или земли. Такое же определение парковки есть и в Правилах дорожного движения.
Вывод из всего сказанного таков: парковка - это элемент благоустройства дорог, зданий, тротуаров и прочего. Она выполняет вспомогательную роль в организации стоянки транспорта.
Работу автостоянок регулируют Правила оказания услуг автостоянок. Их утвердило Правительство 17.11.2001 года (№ 795). Там указано, что автостоянкой является здание, часть его или специальная площадка для хранения транспортных средств. По Правилам оказания услуг автостоянок (пункт 32) в случае утраты, хищения, повреждения или «нарушения комплектности» машины при хранении на стоянке собственник стоянки обязан возместить ущерб. Если из-за повреждения качество машины изменилось настолько, что пользоваться ею нельзя, водитель может требовать от хранителей возмещения полной стоимости машины.
По Правилам оказания услуг автостоянок, если услуга предусматривает, что машина будет регулярно приезжать и уезжать, то при заключении договора оформляется постоянный пропуск. Если машину поставили разово (на срок больше суток), то заключением договора будет выданная расписка или квитанции с номером машины. Обязанность оформления документов и учёта полученных от клиентов денег лежит на исполнителе услуг.
В нашем случае факт того, что сгоревшая машина стояла на территории фирмы и то, что её туда поставил владелец - доказанный факт, который ни одна из сторон не оспаривала.
Из материалов дела видно, что территория стоянки, где сгорела машина, обособлена. Там есть ограждение, охрана, КПП, оборудован въезд. 
Из договора фирмы с городом видно, что она арендовала земли именно для автостоянки. И эксплуатация автостоянки - это один из основных видов деятельности фирмы. Автовладелец ежемесячно платил фирме 1 800 рублей. Но квитанции, которые одновременно были и пропуском на стоянку, сгорели вместе с машиной. Ответчик доказывал, что машину у истца он принял не на условиях хранения, а просто предоставили парковочное место. По мнению Верховного суда, ответчик ничем не подтвердила свои слова. У коммерсантов не оказалось на руках данных, сколько истец им платил, не было доказательств, что коммерсанты приняли машину только на условиях парковки и без условий сохранения.
ВС подчеркнул, что оформление договора и кассово-бухгалтерский учёт оплаты услуги лежат на исполнителе услуги. То есть на фирме. А утрата гражданкой квитанции - не основание для лишения потребителя прав, предусмотренных законодательством.
Еще Верховный суд обратил внимание на правила оказания услуг автостоянки, которые в суд принесла фирма. В них сказано, что стоянка вообще не несёт никакой ответственности за утрату или повреждение машин. Судебная коллегия по гражданским делам на это заявила, что есть Правила оказания услуг автостоянок, которые утвердило правительство страны. И там сказано, что исполнитель как раз несёт ответственность за хранение автотранспорта.
По закону профессиональный хранитель, каким является стоянка, освобождается от возмещения ущерба только в том случае, если докажет, что вред причинён обстоятельствами непреодолимой силы или если вред случился из-за свойств вещи, о которых он знать не мог и не должен. Поджог к таким случаям не относится.
Верховный суд решение отменил и удовлетворил требования истца.
Дата публикации 08.09.2016
Российская газета - Федеральный выпуск №7043 (175)