Одна гражданка заказала в автосалоне автомобиль. Подписала договор и внесла предоплату. Машину нужно было ждать четыре месяца.
В договоре было условие, что продавец имеет право в одностороннем порядке повысить цену. Например, если этого потребует официальный дилер или увеличатся таможенные пошлины, а покупатель ещё не оплатил товар полностью.
Автосалон прописал в договоре, что может повысить цену ровно на сумму удорожания машины.
В итоге цена выросла. Когда машина пришла, автосалон попросил доплатить к остатку ещё 200 000 рублей. Покупатель написал в договоре, что не согласна, но всё-таки доплатила, чтобы забрать машину. А после этого пошла в суд.
Повод для суда
Покупатель хотел вернуть свои деньги — доплату, на которую не соглашалась, но внесла. Ещё она потребовала с автосалона компенсацию за пользование своими деньгами, штрафы и моральный ущерб.
В своём иске женщина указала, что требование о доплате незаконное. Она не обязана платить за предпринимательские риски автосалона. В итоге потребовала признать недействительным пункт договора об одностороннем повышении цены и вернуть деньги с компенсацией.
Решение судов
Городской суд и апелляция встали на сторону автосалона — отказали в выплатах и оштрафовал продавца на символические 1 500 рублей.
Третья инстанция предыдущие решения отменил, спорное условие договора признала недействительным и обязали автосалон выплатить кучу денег.
Автосалон с таким решением не согласился, деньги выплачивать не захотел и подал жалобу в Верховный суд.
Чем всё закончилось
История пока не закончилась, но в выводах Верховного суда много интересного и важного для всех.
Вот что коллегия из трёх судей сказала про повышение цен в одностороннем порядке.
По закону сумму договора можно менять. Само по себе изменение цены не нарушение, но только если это не противоречит закону или стороны договорились.
Повысив цену на машину, автосалон нарушил закон о защите прав потребителей.
Если одна из сторон договора предприниматель, а другая нет, повышать цену в одностороннем порядке нельзя. В этой истории повысить цену мог только покупатель, потому что она не предприниматель в этом договоре. Или если бы стороны мирно договорились. А по своей инициативе и без согласия покупателя автосалон так сделать не мог, но сделал.
И даже тот факт, что покупатель изначально подписал договор и как будто согласился на эти условия, ничего не решает. Договор нарушил его права. Теперь продавец обязан компенсировать убытки.
И ещё один важный для всех вывод Верховного суда: предприниматели не могут перекладывать на потребителей свои риски. Если выросли таможенные пошлины, налоги или себестоимость, покупатель не виноват. Он не может на это повлиять и платить не обязан.
P.S. Решение в пользу покупателя пока отменили. Но не потому, что автосалон прав и ничего возвращать не должен. Выводы Верховного суда как раз говорят о том, что автосалон не прав и доплата незаконная. Другие продавцы, которые сделают так же, тоже будут не правы.
Мы будем следить за продолжением истории.
 
Информация в данной статье предоставлена для ознакомления. Мы рекомендуем вам обратиться за консультацией к нашему юристу.
Дата публикации: 02.08.2017